«Система воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста»
В требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования отмечено: «Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности». Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми.
Большая роль в развитии дружеских доброжелательных отношений у дошкольников отводится воспитателю. Приветливый тон, мажорный настрой, сдержанность, дружеские отношения с детьми, простота в общении, душевность, готовность прийти на помощь - всеми этими качествами должен обладать человек, воспитывающий детей.
Педагогический коллектив считает, что особое значение в формировании личности дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности. Поэтому одной из целей нашего учреждения в работе с детьми является формирование доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели мы определили ряд задач:
- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;
-формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, коллективизм;
-воспитание заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям.
Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:
- создание эмоционально-положительного климата в группе;
-моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.
Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому педагогами в первую очередь используются естественно возникающие ситуации, например, связанные с приходом в группу сотрудников детского сада и их общением. При наблюдении за детскими взаимоотношениями педагог обращает внимание на показатели поведения детей:
· инициативность отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;
· чувствительность к воздействиям сверстника отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения;
· преобладающий эмоциональный фон проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.
Воспитатель отмечает наличие данных показателей и степень их выраженности в индивидуальном протоколе.
Этот метод мы используем совместно с социометрическими методиками: «Два домика», «Капитан корабля».
Таким образом, исследование помогает воспитателю увидеть скрытую картину межличностных взаимоотношений в группе, определить для себя круг детей, оставшихся со стороны сверстников без должного внимания и уважения, и которым необходима поддержка и помощь.
Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы:
1. В работе с детьми:
-
дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры в Центре игры «Город мастеров»;
-
непосредственно образовательная деятельность;
-
моделирование и анализ заданных ситуаций;
-
сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
-
беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
-
рассматривание картин и иллюстраций;
-
решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;
-
организация выставок детского творчества;
-
метод проектов;
-
традиции и др.
2. В работе с родителями:
-
консультации в рамках «Семейной академии»;
-
беседы из серии «Что делать если….»;
-
родительские собрания;
-
информационные стенды, папки-передвижки;
-
создание памяток, буклетов;
-
издательство газеты «Растём вместе»;
-
выставки;
-
семинары - практикумы, мастер-классы;
-
тематические гостиные, вечера
-
совместные развлечения, досуги;
-
конкурсы детского и детско-взрослого творчества;
-
анкетирование, тестирование и др.
Для поиска эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребенка, педагогами разработан и будет реализован проект «Дружба крепкая не сломается». Срок реализации проекта - 3 месяца. Участниками проекта выступают педагоги МБДОУ, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников. По истечении срока реализации проекта мы достигнем следующие результаты:
- у детей будет сформировано понятие «дружба»;
- они научатся практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;
- воспитанники приобретут навыки работы в сотрудничестве;
- сформируется умение доверять другу.
Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя, что игра является наилучшим средством воспитания детей. Именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства.
В группах воспитатели имеет подборку игр, которые воспитывают доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. Например, ситуативные игры-истории с элементами театрализации: «Котик и ежик на качелях», «Машина», «Случай в малине», ситуативная игра-история «Помощь бельчонку», ситуативная игра-история «Ириски» и др.; подвижные игры: «Добрые эльфы», «Театр теней», «Волшебный стул» и др.; игровые упражнения: «Мост дружбы», «Радио», «Секрет», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия», «Солнце» и др.; дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Дополни рисунок», «Школа вежливости», «Я не должен - я должен», «Звери на болоте» и др.; народные игры «Карусель», «Поводырь», «Волшебные очки», «Пузырь» и др.
Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека, способствует появлению отклика -сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи.
В беседах с детьми воспитатели часто используют пословицы и поговорки - кладезь народной мудрости, естественным образом воспитывающие в духе доброты и милосердия, например: - Конечно, путник плох незрячий, но бессердечный плох тем паче. -Доброе слово лучше мягкого пирога. -Любить друга - любить себя, и др.
В связи с этим педагоги часто используют художественную литературу как средство развития доброжелательности, обращают особое внимание на отбор произведений. (В.В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; ненецкие сказки «Айога», «Три сына», А.В.Осеева «Добрые слова», стихи А. Кузнецова «Подружки», Е.Серова «Нехорошая история», Е.Благинина «Подарок», сказка «Как светлячок друга искал» и др.) Для приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям, воспитателями широко используются все виды фольклора.
Тематическое распределение произведений для чтения детям на организованных видах деятельности позволяет педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом используем повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей.
Итак, представляем вашему вниманию наши традиции: «Утро радостных встреч», «Театральная неделя», «Пятничный перекрёсток», «Неделя в Наукограде», « День смеха»
Таким образом, системная работа ДОУ по формированию доброжелательных отношений у старших дошкольников, сотрудничество ДОУ и семьи таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал. С одной стороны - опыт общения со значимыми взрослыми, с другой стороны - опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него гуманного и доброжелательного отношения к сверстникам. Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами), их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности - важное и необходимое условие для воспитания разносторонне развитой, творческой, гуманной личности.
Источник: https://infourok.ru/sistema-vospitaniya-dobrozhelatelnogo-otnosheniya-k-sverstnikam-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozras |