Условия охраны жизни и здоровья воспитанников
Здоровье ребенка – это основа успешного формирования, развития и реализации его способностей и задатков, адаптации к быстро меняющимся условиям социальной жизни. Согласно определению, данному ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
В детском саду ребенок проводит значительную часть времени, поэтому окружающая его среда должна обеспечивать укрепление психического и физического здоровья ребенка, создавать благоприятные гигиенические, педагогические и эстетические условия и комфортную психологическую обстановку.
Одними из главных задач коллектива ДОУ, являются:
l забота о сохранении и укреплении здоровья детей;
l формирование у детей элементарных представлений о здоровом образе ж и з н и;
l воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию;
l воспитание потребности в двигательной активности;
l полноценное физическое развитие;
l воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности;
l формирование положительных нравственно-волевых черт личности.
Период дошкольного детства наиболее важный в формировании основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В нашем ДОУ задачи по охране и укреплению здоровья детей решаются в соответствии с
«Положением об охране жизни и здоровья воспитанников» по следующим направлениям:
l создание и поддержание безопасных условий пребывания ребенка в ДОУ;
l использование здоровье сберегающих технологий во всех разделах воспитательно- образовательной работы;
l обеспечение индивидуального подхода к ребенку с учетом его уровня развития, биологического и психологического возраста;
l соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности;
l создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении;
l реализация системы мероприятий по оздоровлению детей;
l организация взаимодействия с семьями воспитанников по формированию навыков здорового образа жизни.
Основные направления и формы работы по укреплению здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
№
|
Направления работы
|
Формы реализации
|
1
|
Создание и поддержание безопасных условий пребывания ребенка в
ДОУ
|
Ежедневный контроль состояния мебели и оборудования в местах пребывания детей
|
2
|
Использование здоровье сберегающих технологий
|
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
· пальчиковая гимнастика;
· дыхательная гимнастика;
· гимнастика для глаз;
· динамические паузы;
· подвижные и хороводные игры;
· закаливающие процедуры;
|
|
|
· релаксация. Технологии обучения ЗОЖ:
· занятия по физической культуре;
· дни здоровья;
· коммуникативные игры;
· утренняя гимнастика;
· физкультурные праздники. Коррекционные технологии:
· самомассаж;
· точечный массаж;
· артикуляционная гимнастика;
· сказкотерапия;
· песочная терапия.
|
3
|
Обеспечение индивидуального подхода к ребенку.
|
Индивидуальные меню (при необходимости), свободная работа в специально-подготовленной среде (развитие ребенка в соответствии с его темпом и программой), индивидуальная работа в режимных моментах.
|
4
|
Соблюдение
рационального режима дня.
|
Организация жизни детей в ДОУ в соответствии с согласованным с родителями режимом дня.
|
5
|
Создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении.
|
Свободная работа детей в специально- подготовленной среде, наличие зон двигательной активности в Монтессори-классах, контроль соблюдения режима двигательной активности детей.
|
6
|
Реализация системы мероприятий по оздоровлению детей.
|
Еженедельный осмотр детей медицинской сестрой, полоскание горла и полости рта отварами трав, прохладной водой, различные виды закаливания (босоножие, солнечные и воздушные ванны (в зависимости от сезона), дневной сон с открытой форточкой, умывание прохладной водой...), витаминизация.
|
7
|
Организация взаимодействия с семьями воспитанников по формированию у них навыков здорового образа
жизни.
|
Беседы с родителями, консультации, участие родителей в совместных с детьми спортивно- развлекательных мероприятиях, в детско- родительских проектах, посвященных ЗОЖ.
|
8
|
Психолого- педагогическая поддержка детей (охрана психического здоровья).
|
Психологическое сопровождение социальной адаптации вновь поступивших детей, профилактика возможных отклонений в эмоционально-волевой сфере и развитии детей.
|
Для обеспечения эмоционального благополучия детей, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, педагоги ДОУ общаются с детьми доброжелательно, внимательно выслушивают их, показывают, что понимают их чувства, учат делиться своими
переживаниями и мыслями с взрослыми, помогают детям обнаружить конструктивные варианты поведения. Также создают ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к значимым для них событиям и
явлениям, в том числе происходящим в ДОУ. Педагоги обеспечивают в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.
Систематизированная работа коллектива ДОУ по охране и укреплению здоровья детей, скоординированная и взаимосвязанная деятельность педагогов
– важный фактор реализации всех разделов программы по охране жизни и здоровья детей.
Режим двигательной активности воспитанников
Источник: https://24065.maam.ru/maps/news/485252.html |